Искусство цифровой эпохи: битва за авангард

Искусство цифровой эпохи: битва за авангард Всякое произведение имеет свою цену,если заключает в себе идею. МикеланджелоПерефразируя известное высказывание красноармейца Сухова из незабвенного "Белого солнца пустыни", можно сказать, что искусство, как и Восток, - дело тонкое. И даже эфемерное. Особенно когда речь заходит об электронном искусстве - картинах, видеоинсталляциях и прочих чудесах творческой мысли, существующих исключительно в виде цифрового кода… Если внимательно присмотреться к творческому наследию человечества, то выяснится одна удивительная особенность: чем древнее и примитивнее произведение искусства, тем меньше проблем возникает с его хранением. Какой-нибудь облаченный в шкуры доисторический охотник, усердно выводивший мамонта на стене собственной пещеры, возможно и не зад Искусство цифровой эпохи: битва за авангард

Всякое произведение имеет свою цену,
если заключает в себе идею.
Микеланджело

Перефразируя известное высказывание красноармейца Сухова из незабвенного "Белого солнца пустыни", можно сказать, что искусство, как и Восток, - дело тонкое. И даже эфемерное. Особенно когда речь заходит об электронном искусстве - картинах, видеоинсталляциях и прочих чудесах творческой мысли, существующих исключительно в виде цифрового кода…

Если внимательно присмотреться к творческому наследию человечества, то выяснится одна удивительная особенность: чем древнее и примитивнее произведение искусства, тем меньше проблем возникает с его хранением. Какой-нибудь облаченный в шкуры доисторический охотник, усердно выводивший мамонта на стене собственной пещеры, возможно и не задумывался над тем, что творит вечность: прекрасно сохранившаяся наскальная живопись и сегодня радует взоры исследователей, на десятки тысяч лет пережив своего безвестного создателя. Каменные истуканы острова Пасхи, миновав нашу эпоху, благополучно уйдут в будущее, и едва ли быстротечный бег времени сможет оставить следы на их внешности в течение ближайшей пары тысяч лет. Более совершенные творения греческих мастеров, увы, чувствительнее и к вечности - безрукие Венеры и безносые Аполлоны немое тому свидетельство, что ни говори, а десятки веков, проведенные в земле, никого не красят. Даже греческих богов… Еще хуже выдерживает натиск времени живопись, чьи краски начинают тускнеть и осыпаться, уже через несколько сотен лет. Ну а про акварель или карандашный рисунок и говорить-то не прилично - пара веков, и без должных условий хранения работы величайших мастеров прошлого обращаются в прах… И все же, эти ценности, сохраняемые благодаря недюжинным усилиям коллекционеров и музейных работников, могут считаться долгожителями, по сравнению с цифровым искусством нашего времени.

Спору нет, появление и развитие вычислительной техники дало пытливому человеческому уму очередной инструмент для самовыражения. Причем инструмент доселе невиданный и удивительный: интерактивные картины и развертывающиеся во времени компьютерные клипы, взаимодействующие с окружением и развивающиеся по законам своей внутренней логики "концептуальные" цифровые творения, фотореалистические картины выдуманных художником миров - все это стало доступно благодаря компьютерным технологиям. Вот только работы нынешних творцов, обитающие в недрах вычислителей, призрачны и бестелесны. Ведь не то что через пару веков, а уже и через десяток лет многие произведения сегодняшних авторов, написанные на современных языках программирования или созданные с использованием "современнейших" мультимедийных программ, могут оказаться недоступными зрителям. Подобно тому, как, например, при переходе на новую технику были утрачены тысячи программ созданных для ЭВМ серий EC или персоналок ДВК, могут кануть в Лету и цифровые творения любителей компьютерного искусства. Ускорение темпов технического прогресса приводит к тому, что жизнь художественных произведений цифрового века становится все короче и короче.

"Образцы цифрового искусства попросту невозможно свалить в музейные запасники, - говорит Ричард Ринехарт (Richard Rinehart), возглавляющий подразделение цифрового и мультимедийного искусства Художественного музея Беркли и Киноархива Pacific Film. - Если в течение ближайших пяти лет ничего не будет предпринято для того, чтобы сохранить имеющиеся на сегодня работы, то спасать будет просто нечего. Часть образцов этого направления искусства уже утрачена, и в нашем распоряжении остались не десятилетия, а считанные годы, чтобы не потерять оставшиеся".

>>>>

Комментарии  

 
0 #5 ruslan 06.03.2014 14:20
Одним словом, убедиться в том, что фантазии человеческой предела нет, а для творчества подходит любой инструмент, не трудно. Вопрос лишь в том, удастся ли сохранить все это художественное наследие для потомков. Ведь искусство - дело тонкое. И даже эфемерное. Особенно когда речь заходит об электронном искусстве…

Ильдар Кутыев

Цитировать
 
 
0 #4 ruslan 04.03.2014 23:17
Подготовка работы цифрового художника для ее воссоздания в будущем тоже связана с определенными трудностями. Авторы должны самостоятельно решить хотят ли они, чтобы их произведения демонстрировали сь с помощью программного обеспечения и на оборудовании, которых пока еще даже не существует в действительност и. Ведь, например, никто сегодня не может поручиться за то, что и спустя 20-30 лет, по-прежнему будет использоваться HTML-код, на основе которого создаются нынешние web-страницы. Если к этому времени знакомые нам браузеры "выйдут из моды", то музейщикам придется воссоздавать находящиеся в экспозиции художественные творения доступными на тот момент средствами. Но вот какими? Ни "архивариусы", ни авторы работ этого не знают, и знать не могут… "Мы не в состоянии даже предположить какие программы будут использоваться через 50 лет, - признается Трайб. Поэтому он полагает, что главной задачей исследователей должно стать "выявление основной концепции, положенной художником в основу своей работы".

И без того сложная задача разработки формализованных описаний для переменчивого медиа-искусства , еще более осложняется тем, что часть авторов, когда-то давно внесших скромный вклад в сокровищницу цифрового искусства, теперь попросту не хотят заниматься каталогизацией своих прежних работ. Другие же возражают против переноса собственных произведений на платформу, отличную от той, для которой создавался оригинал, и настаивают на необходимости сохранении своего детища в том виде "как оно есть сегодня"…

"Сотни лет ушли на то, чтобы создать систему нотной записи, - говорит Ричард Ринехарт, - Перед нами стоит аналогичная задача по разработке стройной стандартизованн ой системы, которая бы позволила использовать своеобразные "ноты" при описании творений цифрового искусства". Получиться ли это сделать, покажет время. В любом случае нынешние сетевые обитатели имеют весомое преимущество перед зрителями будущего, ведь они могут наслаждаться цифровым искусством, так сказать, в "диком виде" - на сегодняшний день множество работ приверженцев "цифрового жанра разбросано по разным уголкам Всемирной Паутины. Кроме уже упоминавшегося бестолкового, но забавного браузера "Shredder", желающие могут взглянуть на коллекции авторских работ, созданных с использованием Java, которые собраны в виртуальной галерее цифрового искусства HotWired RGB gallery (http://hotwired.lycos.com/rgb/archive/). Ссылки на забавные произведения имеются на сайтах Plexus Port (http://www.plexus.org/port/index.html), EasyLife (http://www.easylife.org/) или в коллекции Джефри Зельдмана (Jeffrey Zeldman) по адресу http://www.zeldman.com/toc.html. C авторским взглядом на проблему "ошибки 404" (искомая web-страница не найдена) можно ознакомиться по адресу http://404.jodi.org/ - выложенное тут "художественное произведение" достаточно курьезно, но… абсолютно бессмысленно. Или, быть может, как и у всякого произведения искусства у него есть свой тайный и сокрытый от посторонних смысл, и кому-то из зрителей его удается понять? Любителям цифрового искусства, наверное, понравится и серия работ (или одна работа, состоящая из многих web-страниц?) с сайта e-L@b (http://www.parks.lv/home/E-LAB/F/). Уникальность ее в том, что для получения изображений тут не используется ни единого графического элемента, но при этом и к жанру ASCII-art, то есть искусству составления картин из печатных символов (см. ""Буквопись", или искусство рисовать… буквами", "КОМПЬЮТЕР бизнес МАРКЕТ", № 47, 20.11-26.11.200 0 г.), представленные в галерее работы отнести нельзя. Дело в том, что рисунки составлены из элементов, традиционно используемых web-мастерами при создании служебных форм, которые размещаются на сайтах: оказывается кнопки, "чекбоксы" (checkbox) и прочие элементы интерфейса отлично подходят для художественного творчества.
Цитировать
 
 
0 #3 ruslan 31.01.2014 05:10
>>>>

Творцы цифрового искусства отвечают на вопросы о возможности установки и декодирования их произведений, определяют, как их детище взаимодействует с окружающим миром и может ли оно существовать в сети, допустимо ли его копирование и каковы условия воспроизведения . Они также сообщают смотрителям цифровой коллекции, где впоследствии могут быть обнаружены новые версии цифровых произведений, куда они могут быть перенесены, каким образом сэмулированы или воссозданы.

По признанию господина Ипполито, это совершенно иной подход к представлению о том, что же такое искусство. "Речь теперь не идет о хранении вещи в привычном понимании этого слова. Скорее подразумевается вычленение художественной идеи, вместо записи битов и байтов", - говорит он. Такой метод напоминает биологический процесс накопления опыта и знаний, позволяющий в дальнейшем искусствоведам определять, не было ли нечто подобное создано кем-то раньше, и воспроизводить при помощи новых средств то, что уже когда-то было сотворено. Это, например, дает возможность в 2010 году существующими на тот момент средствами воссоздать внешний вид сайта образца 2000 года, при разработке которого использовалась технология Flash, которая, вполне возможно, уже и не будет поддерживаться будущими сетевыми стандартами.

"Наша цель - создание наиболее полного архива медиа-работ, - признается Марк Трайб. - Что нам нужно, так это методично собирать сведения с тем, чтобы, в конце концов, понять, что же потребуется для эмулирования работы нынешнего оборудования, 20 лет спустя".

Однако в некоторых случаях поместить работы медиа-художнико в в архив вообще не возможно. "Часто попытка сохранить работу равнозначна ее уничтожению", - делится проблемой Ипполито. Это, в первую очередь, касается интерактивных произведений, основанных на преобразовании и обработке информации поступающей из внешнего мира. Например, именно с такой проблемой организаторы "Archiving the Avant Garde" столкнулись при попытке сохранить работу Марка Напьера (Mark Napier) под названием "Shredder" (http://www.potatoland.org/shredder/shredder.html). Это альтернативный браузер, который особым образом "перекраивает" просматриваемые с его помощью web-страницы, превращая каждую из них в самостоятельное произведение цифрового искусства. Хотя пользоваться подобным "изобретением" в практических целях невозможно, посмотреть на результат "творчества" Напьеровского детища забавно. Проблема лишь в том, что работа мастера предназначена исключительно для "жизни" в сети и без соответствующег о окружения просто-напросто теряет смысл. Ясно, что хранение подобной работы "на полке" принесет мало пользы.

К тому же многие цифровые произведения меняют свои свойства и поведение при попытках эмуляции используемого ими оборудования с помощью новых программ или при переносе "музейной" работы на иную платформу. Создание же программ-эмулят оров, которые бы обеспечивали при воспроизведении медиа-работы ее полное соответствие авторским замыслам, обходится порой слишком дорого и может требовать усилий едва ли ни больших, чем затратил художник при сотворении собственного произведения. Наконец, даже в том случае, когда удается достать давно уже выброшенное на свалку древнее аппаратное обеспечение, в расчете на которое создавалась та или иная работа, может оказаться, что имеющая художественную ценность программа корректно работает лишь с операционной системой строго определенной версии, найти которую - отдельная проблема.

>>>>
Цитировать
 
 
0 #2 ruslan 28.01.2014 15:35
>>>>

Свою лепту в дело приобщения к вечности внес и проект Rhizome.org. Его силами была сформирована АртБаза ("ArtBase", http://www.rhizome.org/artbase), архив, поддерживаемый усилиями общественности, который призван сохранить для потомков образцы сетевого искусства (Net art). К настоящему времени коллекция включает немало цифровых и мультимедийных работ, которые, по мнению специалистов, вполне достойны звания произведений искусства.

"Сейчас новое искусство представляет собой стремительно разрастающуюся область деятельности, - говорит господин Трайб - И лишь несколько организаций пытаются сохранить для потомков весь этот поток во всем его многообразии".

Проект "Archiving the Avant Garde" объединит эти усилия за счет разработки модели, которую можно будет масштабировать на деятельность других подобных организаций, начиная с крошечных некоммерческих объединений и заканчивая громадными музеями. "До сих пор никто не знает окончательного ответа на вопрос о том, как сохранить имеющееся у нас культурное цифровое наследие хотя бы в течение следующих двух веков, - говорит уже упоминавшийся сотрудник музея Беркли Ричард Ринехарт. - На самом деле этот проект, всего лишь частный случай решения более общей проблемы".

"Archiving the Avant Garde" предлагает четыре стратегии сохранения произведений, созданных в жанре цифрового искусства: документировани е, перенос на другую платформу, эмуляцию и воссоздание. Если документировани е и описание - методы известные искусствоведам и коллекционерам с давних времен, то три других подхода присущи исключительно "искусству цифровой эпохи" и, соответственно, каждый из них требует отдельного исследования.

"Работы из области цифрового и сетевого искусства по своей природе, скорее, ближе к музыке или перфомансу, нежели к традиционным живописи или скульптуре, - делится своими мыслями Ринехарт. - Ведь они со временем могут быть воспроизведены с использованием разных инструментов". Когда творец, "владеющий цифрой", создает новую работу, он получает не законченный объект, а "нечто" воспроизводимое в одной из доступных человеку форм. Парадокс в том, что законченная работа не является оригинальным и единственным "подлинником", как это принято в классическом искусстве.

В музее Гуггенхайма для классификации медиа-работ используют специальный "вопросник" (http://three.org/ippolito/variablemedia/var_questionn..). Он построен таким образом, что, отвечая на вопросы, авторы составляют описание работы, которое не зависит от аппаратного или программного обеспечения, используемого для ее воспроизведения . Таким образом, произведение искусства сможет "воскреснуть" из небытия даже тогда, когда нынешней аппаратуры уже не будет на свете. Такой подход чем-то сродни нотной записи музыки - независимо от того, какой инструмент использовал автор, сочиненную им мелодию можно будет услышать и много веков спустя.

>>>
Цитировать
 
 
0 #1 ruslan 24.01.2014 22:49
>>>>

По мнению знатоков музейного дела, главное, что нужно сделать для начала, так это задокументирова ть имеющиеся на сегодняшний день работы, с тем, чтобы свести их в единый каталог и составить четкие описания цифровых художественных творений, дающие однозначные представления о будущих "музейных экспонатах". С этой целью несколько творческих организаций запустили новый проект, получивший название "Archiving the Avant Garde: Documenting and Preserving Variable Media Art" (в вольном переводе - "Архивирование авангарда: документировани е и сохранение образцов мультимедийного искусства", http://www.bampfa.berkeley.edu/ciao/avant_garde.html). Основная задача, ради которой объединили свои усилия представители творческой общественности - создание свода правил, которые бы позволяли описывать и сохранять мультимедийные произведения.

Соучредителями проекта стали Художественный музей Беркли и Киноархив Pacific Film (http://www.bampfa.berkeley.edu/), Музей Гуггенхайма (http://www.guggenheim.org/), Уолкеровский центр искусств (http://www.walkerart.org/), Rhizome.org (http://rhizome.org/), Архив Франклина (http://www.franklinfurnace.org/), а также Фестиваль и архив современного перфоманса из Кливленда.

Надо сказать, что выставки художественных "инсталляций" и "перфомансов" технической направленности проводятся и спонсируются творческими организациями уже давно. По крайней мере, на Западе заполненные движущимися "железяками" комнаты или вещающие с установленного посреди выставочного зала голубого экрана головы охочая до всяких чудес публика имеет честь лицезреть на продолжении нескольких последних десятилетий. Мультимедийные же "цифровые чудеса" и Интернет попали в поле зрения искусствоведов сравнительно недавно. На волне ожидания нового века, состоялась едва ли ни первое мероприятие подобного рода - "Бьеннале Уитни 2000" (2000 Whitney Biennial), а чуть позже мир удивила выставка "0101010: Искусство в Технологическую эпоху", которая открылась в Музее современного искусства города Сан-Франциско.

Как полагает Йон Ипполито (Jon Ippolito), координатор проекта сохранения наследия цифрового мира со стороны музея Гуггенхайма, новое искусство не только необычно, но и пробуждает в зрителях тягу к философии и познанию мира. Мысль, конечно, не нова (пожалуй, подобным образом рассуждают сторонники любого искусства…), но все же здравое зерно она, очевидно, содержит. Как ни крути, а сюрреалистическ ие картины мира, предстающие на полотнах или, скорее, дисплеях художников цифрового века, к определенным философским рассуждениям подталкивают. "Понятно, что значение цифрового творчества будет простираться далеко за пределы нашего времени, - поддерживает своего коллегу Марк Трайб (Mark Tribe), исполнительный директор Rhizome.org. - Сейчас, как никогда прежде, появляется всемерное осознание культурного значения цифрового искусства".

В то время как существуют устоявшиеся методики описания и сохранения работ, выполненных в более традиционных для искусства формах, например, в виде фотографий или печатных изданий, для цифровых произведений подобных стандартов еще нет. Вместо этого отдельные искусствоведы и творческие группы придумывают и реализуют свои оригинальные методики и программы сохранения культурного наследия цифровой эпохи.

Например, музей Гуггенхайма запустил собственный проект под названием Variable Media Initiative (http://www.guggenheim.org/variablemedia), призванный помочь сохранить для потомков многочисленные инсталляции и перфомансы, образцы концептуального искусства и цифровые работы наших современников.

>>>>
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

Реклама